Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Архив новостей Новости проекта Меры восстановления почв через сохранение почвенного углерода

Меры восстановления почв через сохранение почвенного углерода

8 ноября 2022
Меры восстановления почв через сохранение почвенного углерода

Миру угрожает продовольственный кризис, поэтому сейчас как никогда важно бережное отношение к почвам и сохранению климата. Важным фактором для них является поддержка углеродного цикла. Сохранить углерод в почве поможет почвозащитное ресурсосберегающее земледелие, которое обсудили на круглом столе.

Некоммерческое партнерство Национальное движение сберегающего земледелия (НДСЗ), АССАГРОС, российско-германский форум "Петербургский диалог" провели 18 октября круглый стол на тему: «Состояние плодородия земель сельскохозяйственного назначения и меры по сохранению и повышению плодородия в целях обеспечения продовольственной безопасности страны».

Круглый стол был посвящен стратегическому развитию сельского хозяйства России - почвозащитному ресурсосберегающему (углеродосберегающему) земледелию, мерам по его широкому внедрению, себестоимости сельхозпроизводства и ценам, необходимым для выполнения технологий и сохранения плодородия почв. 

В начале встречи академик РАН Петр Чекмарев сообщил, что тема очень важная: “Состояние плодородия земель всегда было на слуху. Земля дает нам все продукты питания”.
Президент «НДСЗ» Людмила Орлова затронула тему пыльных бурь. Последняя сильная пыльная буря прошла в августе этого года, но более слабых было немало. Это показатель того, как у нас уносятся почвы.

В мире немало кризисов, один из них — почвенно-углеродный, продовольственный кризис. О котором говорят очень многие. Медленно наступает голод, в некоторых странах наблюдается недостаток продовольствия. В России снижается содержание гумуса, особенно этому подвержен Южный Федеральный Округ, по данным РАН.

В этом году высокий урожай, но его качество снижается. В свою очередь, качество урожая — это показатель состояния почв. Сейчас происходит потеря почвенного углерода, в связи с чем снижается общее положение сельского хозяйства.  Чем больше в почве углерода, тем выше ее плодородие. Сельское хозяйство всегда зависело от погоды, климата и состояния почв. Состояние почв и климата определяется углеродным циклом.  Сейчас в России наблюдается 60% эродированных почв и 30% деградированных. Как минимум в 35 регионах России отмечены процессы опустынивания, происходит это из-за нерационального использования земельных ресурсов и применения устаревших технологий.

Основные причины потери углерода:
1. Большие площади паров, особенно в степном земледелии. Из-за паров теряется 2-3 т  гумуса на 1 га.
2. Из-за уменьшения поголовья животных наблюдается снижение площади многолетних трав, которые удерживают в почве 90% биомассы.
3. В связи со снижением плодородия почв, начинает производиться больше минеральных удобрений, при производстве которых выбрасывается много парниковых газов.
4. Максимально негативное влияние оказывает вспашка

Одну из ключевых ролей для восстановления сельского хозяйства должно сыграть сохранение и увеличение почвенного органического углерода. Одним из методов достижения этой цели является внедрение технологий почвозащитного ресурсосберегающего земледелия.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых Наций определяет почвозащитное и ресурсосберегающее земледелие (далее - ПРЗ), как подход к управлению агросистемами, способствующий устойчивому сельскохозяйственному производству, снижению энерго- и трудозатрат, повышению эффективности использования почвенных и водных ресурсов.

Подход состоит из нескольких принципов:
- Минимизация механической обработки — полный отказ или ленточная обработка почвы.
- Сохранение растительных остатков.
- Диверсифицированный севооборот — необходимо биоразнообразие микроорганизмов.
- Свободный выпас животных между возделываниями основной культуры.
- Использование почвопокровных культур в промежуточных посевах — снижают засоренность, структурообразование почвы.
Это международный термин, созданный для понимания во всем мире фермерами и учеными и помогающих в борьбе с продовольственным кризисом.

Таким земледелием является система прямого посева (технология No-till), в которой почва не обрабатывается, семена и удобрения сеялками заделываются в почву через щель на заданную глубину, ее поверхность покрыта остатками предшествующих культур, без использования чистого пара. Доктор сельскохозяйственных наук Виктор Дридигер говорит: «Не стоит вопрос так узко. Мы должны разработать свою систему земледелия, которая адаптирована к нашим обширным российским регионам». Также Виктор Дридигер отмечает, что органическое земледелие возможно только в той системе земледелия, в которой обеспечивается повышение плодородия почвы, иначе биологизация приведет к истощению почв и голоду.

Больше всего территорий, использующих ПРЗ — это страны Северной и Южной Америки, а основной темп роста приходится на страны Европы и Азии. В России точный подсчет таких территорий не ведется, но их количество смогли посчитать по количеству закупаемых сеялок. По технологиям ПРЗ в нашей стране обрабатывают около 5 млн га. 

Как определить здоровую почву?

Первым индикатором здоровья почвы являются дождевые черви. Если дождевой червь живет, то почва в нормальном состоянии. Также важно соотношение полезной микрофлоры к патогенной, в больной показатель 2:1, в здоровой оптимально 3:1, при прямом посеве 4,3:1.

Регулирование выбросов углерода

Углеродное регулирование - один из наиболее эффективных инструментов сдерживания изменения климата. Объемы углеродного рынка в 2021 году достигли наивысшей отметки с 2008 года: на 31 августа общий объем рынка составил 6,7 млрд долларов. Наибольший рост продемонстрировали аграрные карбоновые рынки. Их рост в 2021 составил 544 млн долларов. 

Россия тоже не отстает, у нас заработал внутренний рынок углеродных единиц и реестр для них. Оператором назначено АО «Контур». Многие ученые говорят, что развитие аграрного карбонового рынка важно для почвы.

В регионах есть необходимость создания аграрных карбоновых полигонов. На круглом столе свою деятельность, как пример, представили Тимирязевский карбоновый полигон и карбоновый полигон в Самарской области. Отмечено, что основными целями полигонов являются:
- Проведение измерений потоков парниковых газов между атмосферой и наземными экосистемами на территории полигона;
- Оценка влияния практик посвозащитного ресурсосберегающего земледелия на изменение выбросов парниковых газов;
- Создание макета национального протокола по измерению, мониторингу и верификации изменений запасов почвенного углерода.

Развитию ПРЗ в в России мешают несколько факторов:
- В России не создано научное обеспечение для ПРЗ, отсутствуют исследования, связанные с ним;
- Программы подготовки выпускников вузов не соответствуют современным требованиям;
- Отсутствие стимула для применения и распространения данных технологий;
- Высокая волатильность цен, не позволяющих применять технологии.

Президент «НДСЗ» Людмила Орлова акцентирует:«Мы должны достигнуть, чтобы эта тема стала национальной идеей — сохранение наших почв. Тогда будут готовиться исследования и кадры». Она также отмечает, что у государства нет контакта с тружениками села, все это приводит к потрясениям в сфере сельского хозяйства. Многим фермерам не на что сеять, платить зарплаты. К этому положению привел обвал цен на зерно.

Цены на сельхозпродукцию падают, а себестоимость растет. В цене выросли химические средства защиты растений, минеральные удобрения, техника, оборудование. Получается, цена сейчас ниже уровня себестоимости или на ее уровне. При такой ситуации невозможно внедрять технологии сохранения почв.

Вице-президент МПК «Владимирский стандарт» Павел Антов призывает вернуться к разработкам для почвы в сталинские времена, так как мы не знаем, насколько повлияет на почву использование химии на данный момент. Павел Антов рекомендует: «Сейчас, может быть, есть время оглянуться на прошлый опыт, посмотреть, что было правильного в нашем развитии, а потом уже будет поздно».

Опыт прямого засева у российских хозяйств

Об опыте прямого засева и его влиянии на производство рассказал учредитель агрохолдинга «Гелио-Пакс» Александр Кочубей. С 2017 года организация на 100% перешла на прямой посев.

Переход привел к снижению амортизационных отчислений и ГСМ в связи с меньшей нагрузкой на технику, но притом доля СЗМ и удобрений увеличилась. «Было бы логично предусмотреть в будущем использование целевых дотаций на минеральные удобрений при использовании данной технологии», — советует Александр Кочубей. Технология прямого посева позволила значительно увеличить производительность труда механизаторов. В Волгоградской области технология показала хорошие результаты, что позволяет распространить ее на все остальные хозяйства региона, так как она позволяет более эффективно использовать каждый гектар пашни, а также сохранять его от эрозии и дефляции.

Также Александр Кочубей прогнозирует, что в следующем году, в связи с аномальным урожаем, нас ждут сокращение расходов на технологии и инвестиционные программы, сокращение засева кукурузы и подсолнечника. 
 
Директор ООО «Искра» Михаил Сергеев, рассказал, что их хозяйство применяет технологию No-till уже 10 лет. За первые пять лет применения этого метода содержание гумуса в почве выросло в 1,3 раза, изначально было 59% почв со слабым содержанием органического вещества, за 5 лет таких почв стало 0,65%. В компании выявили свой «святой» баланс сухого вещества: если с почвы выносят 1 т сухого вещества с урожаем, то вносят 1,8-2 т сухого вещества. В таком случае нет никаких проблем с плодородием почвы. Также посевные площади используют как пашни. «Человек, который проработал в No-till 5 лет, уже не сможет работать в другой технологии», — говорит Михаил Сергеев. Однако остается вопрос, если хозяйству удалось вырастить здоровую почву, то удастся ли вырастить здоровую продукцию? Скорее всего, нет. Наш урожай не защищен от вредителей, когда, например, в США уже выращивают генно-модифицированную пшеницу, которая не подвержена вредителям. «В генетическом плане мы топчемся на месте уже 20 лет, у нас нет прорыва. У нас просто где-то какой-то сорт выскакивает и дает урожай сегодня, завтра меньше, а послезавтра его поражают болезни. Такого четкого продукта наши генетики не могут представить. Я вырастил хорошую почву, но хороший урожай нет. Без генетики не выйдет», — акцентирует внимание Михаил Сергеев.

No-till не панацея?

Директор института климата Анна Романовская утверждает, что основными проблемами с климатической точки зрения являются: парниковые газы и необходимость сокращения их выбросов; адаптация к изменениям климата, особенно актуально для южных регионов, где угроза засухи — статистически значимый тренд. Однако, когда мы говорим о сельском хозяйстве, то вопрос климата встает на второе место, а на первое выходит продовольственная безопасность, плодородие. Не стоит смотреть на проблему только с точки зрения здоровья почв, ведь проблема комплексная. Такой проблеме необходимо системное решение. В почвосберегающем земледелии, по мнению Анны Романовской, не стоит ориентироваться только на No-till, он не является панацеей. Он далеко не всегда ведет к улучшению урожайности. Есть некоторые исследования, которые наоборот критикуют эту технологию, например, потому, что нужно вносить в почву больше химических удобрений, так как нет заделки удобрений. В таких исследованиях отмечено увеличение количества закиси азота, одна молекула закиси азота в 300 раз сильне в части парникового эффекта, чем молекула углекислого газа. Также Анна Романовская упомянула, что большой перспективы от гиперспектральной съемки для измерения углерода в почвах получить не получится, поэтому, возможно, стоит перенять опыт Евросоюза в плане прямого измерения углерода в почвах.

Углеродные сделки

Углеродные единицы продаются на национальной товарной бирже, об это рассказал директор биржи Никита Захаров. Впервые в России 26 сентября были проведены биржевые сделки с углеродными единицами. Пока продали мало в рамках апробирования, затем планируется продать 20 единиц (20 т CO2) по эквиваленту.

С 1 сентября вступил в силу закон о создании реестра карбоновых единиц. Единственный тип, который пока в нем есть — добровольный. Чтобы их зарегистрировать, необходимо пройти валидацию и верификацию. Это можно сделать через сайт, где собрана вся необходимая информация. После валидации и верификации сокращения выброса углерода, происходит эмиссия углеродных единиц в реестре для владельца этого проекта. После того, как вы становитесь владельцем этих единиц, вы можете их продать. «Биржа — это место, где продавец и покупатель могут встретиться и определить цену. У нас механизм очень простой — это односторонний аукцион. Продавец углеродных единиц объявляет для всех желающих приобрести, что он хочет продать такой-то проект по такому объему, объявляет стартовую цену. В объявленное время на обезличенном аукционе начинаются торги на повышение. Кто предложил лучшую цену — с тем и объявляется сделка. После чего возникает обязательство оплаты  у покупателя и передача права собственности углеродных единиц от продавца покупателю», — объясняет механизм директор биржи Никита Захаров. Сейчас одна единица стоит 1000 рублей на бирже. Выход на биржу стоит также 1000 рублей.

В конце проведения совещания круглого стола Президент «НДСЗ» Людмила Орлова отметила закономерность, что теоретики в течение выступлений говорили о том, что No-till не панацея и что нужно искать другие подходы, когда как практики наоборот говорили о его эффективности. Она посоветовала практикам на площадках теоретиков провести исследования и показать огромную роль No-till. Мы видим эффект, что когда идут пыльные бури, то они не уносят почвы, на которых используются технологии сберегающего земледелия. Людмила Орлова посоветовала внимательнее относится к фермерам-практикам и их трудам, ведь они являются пионерами в ПРЗ, вопреки государству и науке. В резолюции круглого стола прописали об зерновой интервенции, что с рынка необходимо закупить 15 млн т, чтоб деньги пошли в сельское хозяйство на выплаты зарплат, налоги и долги. Также в резолюции указали, что цена должна быть не менее 14-16 тысяч рублей в зависимости от региона.

Источник: «АПК Эксперт»

Поделиться: